Социальный педагог работает с отдельной личностью, его роль заключается в том, чтобы помочь подросткам словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел.
Работа социального педагога разносторонняя, очень нужная и ответственная. Ведь постоянно приходится работать в состоянии стресса - в предчувствии "бури".
Основной задачей деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
________________________________________________________________________
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1) Проверка посещаемости занятий учащимися.
- 2) Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
- 3) Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с "трудными" учащимися.
- 4) Профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями.
- 5) Участие, в проверках планов воспитательной работы с "трудными" учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
- 6) Взаимодействие с органами.
- 7) Развитие индивидуальных способностей учащихся.
- 8) Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.
________________________________________________________________________
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
- Аналитическая (изучение условий жизни ребенка, семьи, социального окружения; выявление влияния окружающей среды на развитие ребенка, а также различного рода проблем;установление причин)
- Прогностическая (определение перспектив процесса развития и воспитания ребенка)
- Коррекционная (коррекция влияний на ребенка как со стороны семьи, так и социальной среды)
- Профилактическая (предупреждение отклоняющегося поведения у детей; организация мер социального оздоровления семьи; своевременное оказание правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска)
- Охранно-защитная (защита прав и интересов личности; содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные действия на подопечных социального педагога; взаимодействие с органами социальной защиты)
- Психотерапевтическая (забота о душевном равновесии ребенка; помощь в разрешении конфликтов)
- Посредническая (осуществляет связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением и органами социальной защиты)
________________________________________________________________________
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ РАБОТАЕТ С РАЗЛИЧНЫМИ СЛОЯМИ НАСЕЛЕНИЯ
- Малообеспеченными, многодетными семьями.
- Семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
- С учащимися, состоящими на учете в ОДН, КДН, внутри школы, в "группе риска". - С детьми и сиротами.
- С детьми - инвалидами, детьми с ограниченными возможностями.
Ведется также очень активная работа по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.
________________________________________________________________________
К СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ,ЕСЛИ :
- 1) у вас есть трудности в общении с детьми или в семье;
- 2) вам положены социальные льготы (бесплатное питание, компенсация на покупку школьной формы).
- 3) если вашего ребенка кто - либо обижает, оскорбляет, угрожает;
- 4) при оформлении опеки;
- 5) если ваш ребенок уже совершил правонарушение, то ему тоже необходима защита и контроль социального педагога.
Советы социального педагога
. Что нужно знать родителям о наркотиках и наркоманах…
К несчастью, родители слишком поздно узнают о том, что их ребенок стал наркоманом - в среднем, через два года. Если бы сократить этот срок хотя бы до полугода, то, мы уверены, больше половины подростков, даже попробовавших курить анашу, можно было бы удержать от дальнейшего падения в пропасть.
При опросе родителей выясняется, что они, как правило, знают о вреде наркотиков, но поверхностно, причем все надеются - их семье они не грозят. Когда тайком проверяют своих детей после вечерних прогулок, обычно пытаются определить лишь то, исходит ли от них запах спиртного или табака. Безусловно, характер ребенка, его поведение в семье с возрастом меняются и по первому же изменению его поведения сильно волноваться не стоит. Однако надо продолжить наблюдение за ним. Есть такие признаки, по которым можно заподозрить, не происходит ли с ребенком к беспокойству родителей, повышению их внимания к ребенку.
Резкие перепады в настроении ребенка, которые нельзя объяснить реальными переменами в окружающем его мире, оно становится как бы волнообразным.
Изменение ритма сна ребенка: в течение дня он сонлив, вял, медлителен, а после вечерней прогулки выглядит бодрым, энергичным, готов делать что угодно, но только не ложиться в кровать.
Изменение аппетита и поведения ребенка во время еды: может целыми днями не есть и не жало ваться на то, что голоден, а после прогулки готов проглотить целого "слона".
Основные признаки наркотического опьянения человека:
- резко сужены (иногда также сильно расширены) зрачки;
- движения замедленные, нарушена координация, что можно проверить, например, попросив пройти по разделительной полосе несколько метров;
- замедленная реакция в восприятии и ответе на задаваемые вопросы, с трудом, паузами называет даже свои имя и фамилию, так как тяжело вспоминает это, к тому же говорит невнятно, речь сложно разобрать;
- поведение обычно развязное, дурашливое, продиктовано излишней веселостью или, наоборот, подавленностью;
- неадекватная оценка происходящего.
Есть и косвенные признаки того, что ребенок развивается с "отклонением" от нормы. Так, наркоманы начинают отдавать предпочтение определенной одежде: кожаным курткам с заклепками, массивным ремням с большими бляхами, разрисованным джинсам и т.п. Делают специфические прически. Вместе с тем допускают неряшливость в одежде и безразличие к соблюдению элементарных правил гигиены. Придя домой "необычайно" быстро прячутся в своей комнате, при разговоре односложны, не смотрят в глаза. Беспричинно угрюмы до агресивности или, напротив, чрезмерно смешливы. Носят рубашки с длинным рукавом, чтобы спрятать следы уколов в вену.
Надо проявлять внимание и к появлению новых запахов. Они тоже могут многое подсказать. Скажем, если вдруг запахло распаренным веником, можно предполагать наличие в доме анаши. Если в квартире и даже в подъезде ощущается запах ацетона, уксусного ангидрида, следует тоже поинтересоваться, откуда он исходит.
Что делать?
Первое. Нельзя опускать руки. Надо идти на откровенный разговор с ребенком, но он должен быть очень тактичным, иначе может превратиться в спор, противоборство. А бороться со своим ребенком, клеймить его позором ни в коем случае нельзя, требуется искать способы помощи ему. И если приходите к убеждению, что ваш ребенок не оказался от мысли о наркотиках, обратитесь к помощи психиатра и нарколога. Любыми способами надо показать ребенка специалисту. Это чрезвычайно важно. Но не тащите ребенка к врачу сразу, сначала зайдите к нему и проконсультируйтесь сами. Или проведите свое дитя по врачам под видом обычной диспансеризации. Главное на этой стадии - избежать обратного эффекта, своим неправильным поведением привести к тому, что ребенок может начать еще чаще употреблять наркотики в знак протеста.
Если точно установлено, что ваш сын или дочь заболели наркоманией, следует в корне изменить отношение к ним. Не забывайте, что перед вами больной. Поэтому не стоит переходить на крики и причитания, показывать ребенку, как вы страдаете из-за него, даже не пытайтесь пробудить в нем жалость к вам - она у наркоманов отсутствует. Более того, многие из них мечтают, чтобы родители умерли, ведь тогда можно будет продать квартиру, машину, вещи и купить как можно больше наркотиков. Известны случаи, когда богатые люди спускали на наркотики или на вытаскивание детей из петли наркомании огромные состояния.
Второе. С наркоманом надо быть твердым и даже безжалостным. Не верьте, когда они во время ломки плачут и говорят, что вот-вот умрут. Умирают наркоманы от передозировки, от того, что в состоянии опьянения не контролируют своих действий. От ломки никто не умирает, особенно из молодых. Если уж человек очень сильно страдает, вызовите "скорую помощь", но ни в коем случае не давайте ему чтобы снять ломку наркотики, даже самые безобидные, так как следующая ломка будет еще страшнее.
Третье. Ищите специалистов. В России их пока не так много, но они есть. Искать их лучше через тех, кто прошел тяжкий путь лечения и реабилитации. Верить рекламе частных фирм следует крайне осторожно. Обращаться в государственные медицинские учреждения можно, но туда, где действительно эффективно лечат и дают хоть какую-то гарантию на выздоровление. Что касается затрат на лечение, оцените и сравните во что обойдется лечение и во что - содержание наркомана в семье.
И самое главное. Не теряйте надежды. Если вы убедили ребенка бросить наркотики, то не отходите от него ни на шаг. Иногда папы и мамы становятся настоящими поводырями, даже врачами для своих детей и спасали их. Желательно, чтобы они дружили со здоровыми ребятами, а не с наркоманами, которые обязательно опять затянут на иглу.
Помните! После начала систематического употребления наркотиков человеку отпущено в среднем всего 4-4,5 года жизни. Хронические наркоманы не доживают до 30 лет. Помните и действуйте!
Часто задается вопрос: "А почему тему наркомании активно не поднимают в школе, не объясняют детям вреда наркотиков?" Ряд специалистов считает, что непрофессионально это опасно делать. Как правило, после некомпетентных бесед с детьми они разбиваются на три неравные группы: примерно 30 процентов учеников относится к своим учителям без внимания, еще 10 процентов будут напуганы, но остальные, которых большинство, заинтересуются, причем не тем, чем хотелось бы учителю - какие бы ужасы о наркомании он ни рассказывали. Эта информация окажет "привораживающее" воздействие, возбудит любопытство. И вероятность того, что эти 60 процентов детей могут пробовать наркотики, возрастет. Поэтому говорить о них с детьми должны квалифицированные специалисты.
С какого возраста вести беседы о наркотиках? С одной стороны, чем раньше, тем лучше. С другой, у юных наркоманов есть так называемые "враги программы выздоровления": как ни парадоксально - молодость, здоровье, финансы и интеллект. Молодость человека мешает уговорить его начать лечиться, поскольку в юном возрасте не бывает осознания возможности потерь, в частности, здоровья. Молодой человек, употребляющий наркотики, попадает в клинику обычно в состоянии ломки или на грани смерти из-за передозировки. Но как только кризис преодолен, человек выкарабкался - он все забыл и опять туда же. Можно сказать шестнадцатилетнему: "Все! Тебе никогда в жизни нельзя употреблять вещества, изменяющие сознание - даже шампанское". Но он этого не поймет. Увы, пока не пройдет серию срывов, не осознает проблему. А надо, чтобы стремился выбраться из болота.
У юных наркоманов срабатывает еще и психологическая защита:"Другим нельзя, а я - сильный. В любой момент захочу и брошу". Но это потому, что они принимают наркоманию за порок. Когда поможем им усвоить, что наркомания - это не порок, а болезнь, многое решится само собой. К пороку ребенок стремиться может - порочное, запретное часто привлекательно, стремиться же к болезни не только не умно, но и страшно. Спросите его в порядке эксперимента: готов он за три часа неземного "кайфа" заболеть СПИДом? Ведь это реально.
Теперь о том, почему часто финансы - враги лечения. А вот приводит богатенький папа сына к врачу и говорит: "Я плачу - ваше дело вылечить". И ребенок видит в докторе мага, кудесника, обязанного вылечить. Сам же встречных усилий к этому не прилагает. Но доказано: наркомания пассивными методами не лечится. От больного требуются такие же усилия, что и от врача.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О НАРКОТИКАХ?
Широкая доступность наркотиков стала реальностью нашей жизни. Без особого труда наркотики можно найти на молодежных вечеринках, школьных дискотеках, в местах молодежных «тусовок». Даже в престижных школах наркотики часто продают на переменах сами же ученики. Сегодня от риска употребления наркотиков не застрахован никто, даже семьи, считающиеся по традиционным меркам благополучными.
Первый наркотик, который пробуют дети – это, чаще всего, табак или алкоголь. Дети всегда подражают своим родителям. Если родители употребляют табак, алкоголь то и дети будут их употреблять. Подражая взрослым дети открывают для себя дорогу в мир наркотиков. Можно запугивать родителей страшными картинами последствий, однако таким путем мы не сможем помочь тем, чьи дети стали подростками и, обретя самостоятельность и свободу своих поступков, стали употреблять наркотики. Наша цель – помочь родителям в ситуации, если они подозревают, что их ребенок принимает наркотик.
Это методическое руководство следует прочесть и тем родителям, чьи дети еще не столкнулись с проблемой наркотиков. Им нужно проявлять бдительность, чтобы вовремя предупредить и уберечь от этого шага. «Как поговорить с ребенком о наркотиках?» - родители найдут ответ на этот и многие другие вопросы.
Рекомендации социального педагога родителям
Принципы отношений взрослых и детей
1. Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека.
2. Принцип диалогичности. Мир детства представляет собой особую ценность для взрослых: диалог двух миров (детей и взрослых) составляет учебно-воспитательный процесс, в котором обучение есть движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание - движение содержания мира детства в мир взрослости.
3. Принцип сосуществования. Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, не навязывания друг другу своих ценностей и законов. Любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерб ни одной стороне.
4. Принцип свободы. Предоставление миру детства полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.
5. Принцип соразвития. Процесс развития мира детей идет параллельно развитию мира взрослых. Аномалией процесса развития является остановка самоактуалuзации, как ребенка, так и взрослого (Роджерс).
6. Принцип единства. Мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.
7. Принцип принятия. Особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть. Отношения должны складываться только на основе безоговорочной любви. Ненависть может проявляться только в отношении поступка, а не человека, так как человек больше, чем его негативный поступок.
Советы социального педагога родителям
1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она одаренности и реализации личности в обществе?
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребенка.
4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:
-уверенность, базирующуюся на объективной самооценке; понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;
-интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
-уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;
-привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
-умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Рекомендации социального педагога родителям по профилактике компьютерной зависимости подростков
1. Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
2. Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов и склонностей подростка.
3. Поощряйте его творческие начинания от увлечения музыкой до катания на лыжах. Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
4. Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера:
-делайте акцент на применении компьютера в своей работе,
- используйте его в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.
5. Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) - повод и основание для ухода в виртуальный мир.
6. Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».
7. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и односторонность переживаний в режиме on-line.
Рекомендации социального педагога родителям по формированию
отношения детей к понятию «терроризм»
1. Признавайте чувства ваших детей. Постарайтесь выразить это словами. Например: «Я понимаю и чувствую, как ты встревожен (взволнован, обескуражен, испуган) тем, что произошло».
2. Иногда бывает, что по той или иной причине трудно подобрать нужные слова. Тогда просто обнимите ребенка и скажите: «Как это все тяжело (угнетающе, удручающе) для всех нас».
3. Поясните ребенку, что испытывaть тревогу за собственную безопасность естественно. В то же время постарайтесь убедить его, что принимаются все необходимые меры, для обеспечения безопасности. Этим занимается правительство, армия, другие компетентные взрослые.
4. Дети, особенно младшего возраста, могут испытывать инстинктивный страх, который они не могут выразить словами. Если кому-то из родителей нужно уехать, они беспокоятся и за него и за себя («Что будет со мной, если папа (мама) не вернется?»). Вероятно, следует обсудить с ребенком возможные ситуации: кто о нем позаботится, если тот или иной близкий человек вынужденно задержится? К кому, в случае необходимости, можно обратиться за поддержкой?
5. Если мы просто говорим ребенку: «Не плачь, все будет в порядке», то тем самым не признаем обоснованности его эмоциональных реакций. В то же время, помогая ребенку выразить его чувства, не забывайте обозначить надежду, что все придет в норму, необходимо только время.
6. Есть ли необходимость подробно обсуждать случившееся с ребенком? Это зависит от его возраста. Если вы говорите с дошкольником, младшим школьником, ограничьтесь только самыми необходимыми подробностями. Подростку, возможно, понадобится более полная информация. Не из праздного любопытства, а в поисках ответа на свой же вопрос: «Что можно сделать, чтобы случившееся не повторилось ?» Старайтесь помочь подростку удержаться от неадекватных реакций и, тем более, действий («во всем виноваты мусульмане», «месть террористам» и т. д.).
При разговоре о терроризме:
-отвечайте на вопросы ребенка не останавливаясь на деталях;
-убедитесь, что ребенок правильно понимает ситуацию;
-поощряйте ребенка выражать свои чувства, как положительные, так и
отрицательные;
-приобщайте вашего ребенка к оказанию помощи нуждающимся людям;
-будьте готовы к повторному обсуждению травмирующего случая.
Общие принципы стабилизирующего поведения взрослых:
-старайтесь ограничивать количество напоминаний о случившемся в школе и дома;
-приветствуйте свободное выражение детьми и подростками своих чувств;
-обращайте внимание на опасения детей всех возрастов, особенно на страх смерти, и старайтесь нейтрализовывать их;
- стремитесь к предотвращению возможных поведенческих и эмоциональных проблем у детей и подростков посредством тактичного и мягкого внимания к ним в повседневной жизни;
-укрепляйте веру детей и подростков в то, что они в безопасности;
-будьте готовы к некоторой рассеянности, раздражительности, «уходу в себя» детей и подростков в процессе общения;
-дозируйте обсуждение травмирующих обстоятельств с младшими детьми и, наоборот, предлагайте больше объективной информации для подростков;
-мягко, но настойчиво препятствуйте уклонению детей и подростков от обычной деятельности, социальной жизни, спортивных игр и пр.;
-при необходимости находите время и возможности для стабилизации состояния детей и подростков. Например: чтение сказок и историй с хорошим финалом маленьким детям; совместное посещение театра, концерта, беседы по душам с подростками и пр.
Рекомендации при работе с капризными и упрямыми детьми
Задайте себе вопрос, не подражает ли ребенок Вам. Иногда мы бурно реагируем на поступки ребенка, напоминающие наши собственные, потому что слишком хорошо знаем свои недостатки.
Не стыдите ребенка, не отталкивайте его. Не читайте долгих нотации по каждому поводу. Добивайтесь своего с помощью кратких и простых наставлений.
Подумайте, не связано ли поведение ребенка со слишком длительным пребыванием перед телевизором.
Подумайте, не стимулирует ли ребенок избыток активности. Некоторым детям требуется мостик между предельной активностью и временем тихих игр. Им приносят пользу успокаивающие занятия.
Большинство детей «перерастают» свои капризы, как только научатся ясно выражать свои желания.
Иногда дети капризничают и упрямятся перед началом болезни или в период выздоровления.
Вместо того, чтобы реагировать только на недозволенное поведение ребенка, попытаться выявить случаи хорошего поведения и вознаградить ребенка объятиями, поцелуями и похвалами.